Сети масштабирования второго уровня для Ethereum не так децентрализованы, как кажется. По словам соучредителя Ethereum Виталика Бутерина, все они имеют бэкдоры, или «черные ходы», а значит — могут регулироваться извне
Недавние высказывания соучредителя Ethereum Виталика Бутерина спровоцировали дискуссию о децентрализации решений масштабирования второго уровня (Layer-2, L2).
Подстраховка для Ethereum L2
В настоящее время в криптосообществе распространяется видеоролик, в котором Бутерин рассказывает о сетях второго уровня.
По его словам, разработчики или компании могут контролировать практически все решения по масштабированию Ethereum.
«Роллапы и layer-2, существующие сегодня на базе Ethereum, в основном все имеют „подстраховку” или своего рода „черный ход”, который позволяет разработчикам приходить и останавливать или изменять протокол».
Бэкдор — это часто учетная запись с несколькими подписями, которую контролируют разработчики или основатели.
На это сразу же отреагировал сторонник децентрализации Крис Блек, который утверждает, что говорит об этом уже много лет.
«Этими L2 управляют крупные корпорации, и в конечном итоге они столкнутся с регулированием. Они никогда не будут достаточно децентрализованы. Это большой банкинг 2.0».
Он выступает против корпоративного контроля над децентрализованными финансами (DeFi) и уже назвал несколько известных криптоплатформ централизованными. Другие отмечали, что путь к децентрализации — это постепенный процесс с конечной целью, на что Блек отвечал:
«Они никогда не достигнут децентрализованного состояния, не отказавшись от возможностей получения прибыли», — а затем добавил: «Капитализм и венчурные фонды работают не так».
Когда Соединенные Штаты окончательно разработают регулирование для криптопространства, в него, скорее всего, войдут положения, охватывающие платформы масштабирования второго уровня. Это означает, что компании, стоящие за ними и имеющие доступ к этим бэкдорам, должны будут отвечать перед федеральными регуляторами.
Решения второго уровня, такие как недавно запущенный блокчейн Base, полностью централизованы — эту сеть контролирует Coinbase. Некоторые могут казаться менее централизованными, однако все еще существуют при поддержке корпораций или венчурных фондов. Поэтому в такие утверждения верится слабо.
В L2-экосистеме доминируют венчурные инвесторы
Несмотря на ослабление криптовалютного рынка, экосистема второго уровня за последние два года пережила взрывной рост. По данным L2beat, только в этом году общий объем закрытых сделок вырос на 158% и достиг рекордного уровня в $10,6 млрд.
Лидером рынка является Arbitrum One с долей 56% и общей стоимостью активов, заблокированных в протоколе, в размере $5,9 млрд. Разработчики Offchain Labs провели раунд венчурного финансирования на $120 млн, после чего в сентябре 2021 года вывели сеть в мейннет.
Вторым по величине L2-решением является протокол Optimism с общей стоимостью активов, заблокированных в протоколе, в размере $2,8 млрд и долей рынка 26%. Компания Andreessen Horowitz (a16z) выступила соруководителем раунда финансирования серии B в марте 2022 года, в ходе которого компания при поддержке венчурного фонда привлекла $150 млн.
Компания Matter Labs, стоящая за третьим по величине L2-протоколом zkSync, привлекла $200 млн в ходе раунда финансирования серии С в ноябре 2022 года.